Гарантия безопасности: деформационные швы в бетонных покрытиях
Перроны аэропортов, рулежные дорожки, места стоянок самолетов и автомобильные дороги должны поддерживаться в безупречном состоянии, поскольку ежедневно используются для движения большого количества техники. Деформационные швы - один из ключевых элементов покрытия всех этих локаций. Это искусственные технологические разрезы в монолитном слое бетона: деформационные швы и температурные швы. Существуют разные виды деформационных швов:
-
Температурные швы
-
Швы сжатия и продольные технологические швы
-
Рабочие (холодные) швы
-
Швы сопряжения и швы примыкания к бортовому камню
-
Деформационные швы в водоотводных лотках
При повышении температуры окружающей среды бетон имеет свойство расширяться, в то время как при ее понижении он сжимается. Обустройство температурных швов (или швов расширения) обеспечивает свободное перемещение блоков конструкции при изменении температуры и минимизирует риск деформации покрытия.
Швы сжатия устраивают между температурными швами, чтобы предотвратить появление трещин, связанных с изменением температуры, усадкой грунта и деформациями основания, подстилающего покрытие. Перпендикулярно швам сжатия устраивают продольные технологические швы, выполняющие те же задачи.
Для повышения продольной устойчивости покрытия и монолитности конструкции на стыке разных слоев бетона необходимо грамотно устраивать рабочие швы: они требуют армирования и, по возможности, прокладки из сжимаемых упругих материалов.
Швы сопряжения предотвращают появление трещин и сколов на стыке разных видов покрытий. Их применяют, например, для соединения цементобетонных покрытий взлетно-посадочных полос и перронов с асфальтобетонной обочиной. В случае примыкания покрытия к бортовому камню швы позволяют избежать возникновения повреждений вдоль линии борта.
Этот тип швов предусмотрен для монтажа водоотводных лотков в стыках между монолитными цементобетонными плитами. Швы помогают исключить передачу напряжения от температурных расширений на стенки лотков, неприспособленных к таким нагрузкам.